Для чего Бог наслал нам страдания?

На главную

Ранее показано, что хотя непослушание прародителей явилось причиной бед человечества, но всё-таки само действие - поместить людей в зону страданий и искушений - соделал Бог. Но...


Как увязать образ благого Бога и - страдания, проявления зла?

Вопросы о причинах имеющегося букета негативов в нашем мире являются камнем преткновения для многих верующих и неверующих. В самом деле: для чего Богу нужно, чтобы нам было больно? Для чего Он создал препоны в нашей жизни? Зачем Он сделал так, что у любого, самого совершенного человека есть свои Ахиллесовы пяты? Конечно же, не в наказание нам, непричастным к тому прегрешению!

В Рим.1:30 есть нечасто встречающееся слово - самохвал. Вопрос: является ли самохвалом тот, кто сам себя провозглашает истинным, правильно славящим Бога?

Многие предпочитают не задумываться над подобными вопросами. Встретив "неуютные" ситуации, вызванные человеческими же догматами, и, не видя разумного ответа, они пользуются палочкой-выручалочкой: "Бог - не человек, нам Его мораль не понять". Нередко приводят слова типа "таинственное, недоступное человеческому пониманию", "это непостижимая для нашего ума мудрость". А может, это констатация того, что люди в этом вопросе Божью волю понять не сумели или не захотели? Не сатана ли внушает: это вам сложно, да и не нужно - и не пытайтесь понять волю Божью? А в результате фактически Бога молчаливо рисуют и жестоким, и равнодушным, потому что Он вроде хочет и может нашу жизнь сделать без страданий, но почему-то этого не делает.

Попытаемся изложить наше понимание.

Основной тезис: Бог - с позиции вечности (!) - не видит в наших бедах чего-то чрезвычайного! Ведь человеческий век длится всего-то 60 - 80 лет, а потом - жизнь без конца и края! По сравнению с вечностью наша земная жизнь - лишь краткий миг. Наши сегодняшние беды - что мгновенные укусы комара, но мы… Даже те люди, которые осознанно веруют в вечность, на деле преклоняются перед ценностями земного века, зациклены на проблемы сегодняшней жизни. Если промысел Божий пошлёт тяжёлое испытание, люди приходят в отчаяние, возмущаются, переживают, искушения оценивают как зло.


А Богу сегодня наши беды всё-таки нужны. Цитата. Иак.1:2-4: "С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка". Ещё мысль другого апостола (Рим 5:4): "…Хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение".

То есть апостолы считали, что скорби делают добрый плод. А может, и проклятие первых людей было не просто наказанием за прегрешение, а Божьим наказом для получения доброго плода? Согласимся с мнением тех, которые акцентируют внимание на спасительном значении страдания. Английский врач Эдвард Бах пишет: "Болезнь не жестокость и не кара, а инструмент, которым наша душа пользуется, чтобы указать нам на наши ошибки, чтобы удержать нас от ещё больших заблуждений, чтобы помешать нам причинить ещё больший вред и вернуть нас на путь истины и света". Как дети познают, почему нельзя браться руками за горячие предметы? Пока сам не обожжётся, увещевания родителей бесполезны.

По Божьему промыслу у всех людей - даже самых умных - зрение лишь отчасти, мы видим лишь как через тусклое стекло. Поэтому лучше двигаться от одного ошибочного представления к другой ошибке, чем почивать в горделивом любовании своей будто бы праведностью.

Хотя мы и не дети, но тоже не очень-то назидаемся добром, люди зачастую его не замечают, не ценят. Многим, чтобы осознать необходимость творить добро, надо сначала низко упасть под ударами судьбы. Страдание, чьё-то проявление зла "работает" на Божью цель. Когда человеку больно, его плоть содрогается и побуждает разум сделать оценку. Большинство людей возмущается, но некоторые проявляют смирение - "На всё воля Божья". Они понимают, что Всевышний обладает абсолютной властью во всём, а потому всё, даже, с нашей точки зрения, ужасное, попускается Им. Люди осознают, что им послано некое испытание. Господь не наслаждается видом страдающего человека, а потому если Он попускает чей-то злой поступок, то для того, чтобы страдание в нас могло породить некий благой плод. Кому-то нанесли обиду, оскорбили, а Бог смотрит - взорвётся ли оскорблённый, затаит ли обиду - или со смирением отдаст воздаяние Богу? А как поведёт себя оскорбивший - спохватится ли и покается? Или будет продолжать взращивать гордыню? В целом же, эти деяния Бог попускает в надежде, что как обижающего, так и обижаемого они побудят сделать шаг к вечности.

Другой взгляд. Безвременно погибающий молодой человек, задыхающееся от тяжёлого недуга крохотное тельце ребёнка - это очень тяжёлое испытание; целесообразность таких случаев трудно осознать. Чем такое объяснить? Нам видится одно объяснение: страдание ребёнка - хоть очень суровое, но испытание матери и отцу. Станет ли их сердце добрее, либо, наоборот, проявится способность к ожесточению, если они не готовы к таким испытаниям?

Ещё момент. Проклиная Еву, Господь сказал ей: "В муках будешь рожать". А почему Он так решил? Первое, что может прийти в голову - рассерженный Бог дал волю Своему негодованию и излил его на всех женщин. А если всё-таки исходить из того, что Бог благ, и любое Его действие имеет добрый промысел? Вспомним неожиданную фразу апостола Павла (1Тим.2:15): женщина "спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием". Бог сегодня выбирает Себе в вечность тех, которые успешно (с Его точки зрения) прошли земную дистанцию искушений. У всех у нас дистанции разные, но большинство в большей или меньшей степени искушается страданиями. С этой точки зрения, деторождение - это соучастие в Божьем деле "производства человеческих душ" для Его царства, и Он обусловил это участие муками. Со смирением ли пойдёт женщина на эти испытания, или она родит одного, максимум, два ребёнка, и - в кусты? Конечно, мы не думаем, что те женщины, которые могли, но родили лишь одного ребёнка, не попадут в вечность, но им, видимо, придётся доказывать свою пригодность Богу каким-то иным способом.

Возьмём крайность: кого-то убили... Но есть ли для Бога разница, как ушёл человек из жизни - от остановки отработавшего свой ресурс сердца, или потому, что кто-то нанёс удар из-за угла? По сравнению с вечностью лишние десять лет значения не имеют. Для Бога важен тот "моральный багаж", который скопил человек к смертному часу. И, разумеется, для Бога важно, как поведёт себя убийца в дальнейшем.

Тяжелейший для нашей психики вопрос - об отношении к нацистским газовым камерам. Ещё живы те люди, старшие родственники которых соприкоснулись с этими "фабриками смерти". Ой, как трудно им к той информации относиться со смирением! Апостол Павел говорил, что надо радоваться огненному искушению, но и мы, пишущие эти строки, содрогаемся от ужаса, представив себя в положении Иова или жертв нацистского произвола. Что делать - мы тоже человеки, и у нас недостаёт сил оторваться от ценностей этого мира. Люди с маленькой колокольни в 60 - 80 лет решают - жизнь вокруг рушится, Господь отвернулся, а кто-то начинает задумываться: "А есть ли, вообще, этот Бог?". Тем не менее, Библия говорит: Создатель Всемогущ. И если бы Он был категорически против какого-то негатива, например, концлагерей, то не допустил бы их. Нам, человекам нелегко осознать, что это Господь попускает. И всё-таки всё, что делается - это по Его промыслу или попущению, а значит, соответствует Его планам. Высказывая отрицательные эмоции, мы, тем самым, осуждаем Бога, Который попустил этот негатив.

Хорошо сказал Католикос всех армян Гарегин I: "Если бы не было страдания, мы были бы бездушными роботами". Нам нужно горе, беда. Как написал однажды А. Кураев, "Если душа не обожжена, она не может быть милосердна". Великий мудрец Омар Хайям так описал эту проблему:

Как нужна для жемчужины полная тьма -
Так страданья нужны для души и ума.
Ты лишился всего, и душа опустела?
Эта чаша наполнится снова сама.

При благоденствии у большинства людей нос поднимается высоко-высоко, и очень трудно найти управу, которая смогла бы поставить его на место. Нужно, чтобы судьба сильно шлёпнула по этому носу, и тогда его обладатель, быть может, осознает, что он далеко не бог в этом мире, и потянется к взращиванию в себе смирения. Естественный способ - пробудить в человеке человека - беды, лишения, страдания. Бог посылает нам их с великой целью - чтобы максимально возможное количество людей смогло обрести "проходной балл" в вечность.

Страдание - это, конечно, не благо, но оно помогает обрести благо. Оно для того, чтобы человек заглянул вглубь своей души и попытался в ней что-то поправить.


Заключение

Бог любит нас и очень хочет, чтобы как можно больше людей попали в Его Царство. Но Он подбирает Себе кадры очень тщательно. Как и строгий экзаменатор, Всевышний многократно и всесторонне проверяет пригодность каждого для Своих целей. Для этого Он же делает каждому из нас разные, иногда очень болезненные уколы-испытания. Наше пребывание в мире искушений - это как прививка от страшной болезни. Чтоб потом было хорошо тем, кто принимает условия Его "воспитания". Всё, что делается на земле - даже, с нашей точки зрения, самое ужасное, происходит потому, что так попускает Бог. Процесс творения продолжается.

Но что от нас надо Творцу? Зачем Он занялся этим хлопотным делом - взращивать послушных людей? Об этом позже.


На главную

Замечания, советы ждем от вас по адресу: .
Пожалуйста, в теме письма укажите: "О Боге".


Hosted by uCoz