Библия. Чем она является и не является?

На главную

Для начала - анонс: Библия - ещё один удивительный "инструмент", которым Бог проверяет нас, насколько искренне мы верим в то, что Он благ.


Но - по порядку. Как только мы уверовали в Бога, в нашем сознании сразу же укоренилось мысль: Библия - слово Божие. Эту мысль мы многократно слышали в проповедях, читали в разных книгах.

И вдруг на глаза попались слова: "Упою стрелы Мои кровью, и меч Мой насытится плотью, кровью убитых и пленных, головами начальников врага" (Втор.32:42). Эти слова, как написано, говорит Сам Бог, и они привели нас в большое смущение!

Вскоре встретились не менее жестокие слова. Прочтите псалом108! Это настоящая инструкция, как надо проклинать! А стихи 9-10 - это же о женщинах и детях... "…Дети его да будут сиротами, и жена его - вдовою; да скитаются дети его и нищенствуют, и просят хлеба из развалин своих". Вспомнилось, какими словами Иисус проклял смоковницу (Мф.21:19): "да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла". "Да не будет", "да будут" - слова одни и те же, но Иисус проклял дерево, а в псалме речь идёт о женщинах и детях! Ведь эти слова представляют Бога будто бы кровожадным и жестоким. На наш взгляд, человеку, верующему, что наш Бог - Любовь, просто невозможно эти пышущие злом тексты почитать как Божье слово.

Как оказалось, подобных текстов в Библии немало (например, Пс.3:8, Пс.57:11, Чис.25:17-18). С точки зрения науки Иисуса, это настоящие гимны жестокости!

Мы были в растерянности. С одной стороны, Иисус заповедал любить даже врагов, и мы знаем, что Бог неизменен... Как-то одна женщина, которая ещё делала свои первые шаги к Богу, сказала: "Бог Ветхого завета жестокий, злой!". Да, немудрено прийти к такому выводу. Подобные фразы, сказанные от имени Бога, сильно сбивают с толку и удерживают многих людей от веры.

Конечно, в некоторых случаях, указания Бога относительно убийств можно понять - они служат к назиданию многих остальных людей (например, Лев.20, Чис.35:16-18, Втор.13:1-11). Не смущают нас и истории Содома и Потопа - в этих случаях Бог просто прекращал "процесс производства человеческих душ", поскольку те условия практически не давали нужных Ему праведников. Но - одно дело, когда почему-то Бог считает необходимым убить кого-то, или даже великое множество ненужных Ему людей, и другое дело - демонстрация жестокости. Смысл такого понять нелегко! Нет, Бог Любовь не мог воспевать потоки крови и заповедать людям, чтобы они проклинали женщин, детей. Не мог Бог смаковать кровавые картины!

И постепенно мы стали осознавать: хотя Господь и вдохновлял написание книг Библии, писали их всё-таки люди, - а они были детьми своего времени. Приведённые выше фразы - это язык не любящего Бога, а человека той, жестокой эпохи. Тогда считалось моральным время от времени всем племенем идти в разбойничий поход на соседей, чтобы просто пограбить, а тех, кто потом мог бы отомстить (а то и всех) - поубивать. И "зубодробительные" мысли псалмопевцу не Бог нашептывал, это проявилась суровая жизнь тех времён. Нет ничего удивительного в том, что авторы Писаний вкладывали в них не только Божьи мысли, но и своё понимание того, что происходило на их глазах. И мы пришли к выводу: судить тех людей по меркам нашей морали нельзя, но и приписывать такие слова Богу недопустимо.

- Почему так много людей не верят в Бога? А вы спросите, и они ответят: "Я не понимаю, как современный человек может.... Лично для меня.... Я думаю..... Я не согласен...." Не правда ли, они всё-таки верят в бога? Они даже видят этого бога... в зеркале!

А как всё это согласовать с мыслью, которую каждый христианин усвоил с младых ногтей, что в Библии всё истинно? Практически все христиане Библию благоговейно называют Божьим словом. Типичная цитата: "Библия - это непогрешимое, безошибочное, богодухновенное Слово Божие". Для многих такое представление привычно, убедительно. И всё-таки, уважаемый читатель, из семи слов этой цитаты пяти (в таком сочетании) в самой Библии нет.

Да, в ней говорится, что она богодухновенна. Некоторые уверенно утверждают, что богодухновенно означает "соответствует Божьей истине". Но ведь даже приведённые выше примеры говорят, что считать некоторые тексты Божьими назиданиями - фактически означает придерживаться мнений, унижающих Бога. Повторим эту мысль другими словами: безоговорочно утверждать, что всё в Библии - Божье слово, означает, что мы Его унижаем, молчаливо соглашаясь, что Он кровожаден, мстителен ("до тысяч родов"), поощряет немыслимую жестокость и т.п.

Нет, богодухновенно, очевидно, означает, что всё написанное в ней свершено по Божьему вдохновению, указанию, подсказке. Но совершено это людьми, имеющими человеческие воззрения, которые в ряде случаев отличались от Божьих. А Бог это попустил. Очень точно это выразил православный философ Николай Бердяев: "Откровение, слово Божье, всегда проходило через человека, и на нем отразилось состояние человека, на нем лежали ограничения человеческого сознания".

Однако чем же объяснить присутствие "кровожадных" слов в Библии? Почему Господь попустил такие тексты? И пришла догадка: может, это для нас - испытание? Ранее отмечалось, что Бог, подбирая Себе "кадры" для вечности, постоянно и разными способами нас испытывает. По-видимому, Он искушает нас и Библией. Может, Господь внимательно смотрит, как мы поступим - не повторим ли, как многие, что всё в Библии - слово Божье? Если мы безоговорочно будем называть Библию Божьим словом, не будет ли это означать, что мы молчаливо приписываем Яхве и то, что Он никогда бы не сделал и не сказал?

Добавление. Здесь приведены лишь некоторые - наиболее яркие примеры анти-Божьих мест. А есть в Библии и более тонко написанные тексты, в которых притаилась хула на Бога; при легкомысленном настрое люди, как некогда Давид, этого не замечают. Например, люди в мыслях и словах ставят Творца в униженное положение, но сами этого не видят, потому что не хотят подумать. Об этом позже.

Обратимся к прошлому. Религиозные властители средних веков, как и многие из сегодняшних христиан, тоже считали истинной каждую букву в Библии. Только они были более последовательны, - за истину они принимали абсолютно всё, в том числе и астрономические сведения. Как известно, это приводило к тяжёлым последствиям. Вспомним хотя бы драму Галилея и Коперника! Иногда кивают на папский режим. А ведь и основатели протестантизма считали истинной каждую букву Библии. Лютер заявил: "Люди слушают новомодного астролога, который тщится доказать, что вращается Земля, а не небесная твердь, Солнце и Луна… Но Священное писание говорит, что Иисус повелел остановиться Солнцу, а не Земле (Иис.Нав.10:12-13)". Кальвин же, процитировав библейский текст: "Ты поставил Землю на твердых основах: не поколеблется она во веки и веки" (Пс.103:5), пришел к победоносному заключению: "Кто посмеет ставить авторитет Коперника выше авторитета Святого Духа?". К сожалению, печальная история с астрономией многих ничему не научила. Сегодняшние христиане, конечно, уже не спорят с астрономами, а вот с представителями других наук не соглашаются.

Одним из основополагающих догматов ряда церквей является утверждение, что Библия не просто содержит Божье слово, но это слово дошло до нас в неизменном виде. А ведь такое утверждение могут сделать только те, кого Бог одарил специальными знаниями, и кто древние тексты изучает, сличает между собой. Они используют исторические и археологические данные, компьютерные методы лингвистического анализа текстов... Ни богословы, ни священнослужители древние манускрипты даже не видели в глаза….

Мы стали читать книги учёных, изучавших своими методами те материалы Библии, которые представляют интерес для соответствующих наук. Первое, что довелось нам узнать: оказывается, ко времени начала книгопечатания были известны тысячи рукописных экземпляров разных книг Библии, и эти экземпляры в некоторых местах имели существенные различия.

Ещё мы узнали много другого. Например, историки, ссылаясь на одновременное свидетельство египетских, вавилонских, ассирийских и других письменных источников, утверждают, что некоторые исторические свидетельства Библии ошибочны. Аналогичные факты были обнаружены биологами, астрономами и др. А может, не надо смотреть на Библию как учебник естественных наук?

В самом деле: книга Ионы написана не для того, чтобы мы знали, сколько времени можно прожить в желудке животного, а для того, чтобы не пренебрегали Божьими указаниями. Мы не являемся историками, и нам нет никакого дела до того, существовал ли на самом деле, скажем, царь Соломон. И нам, честно говоря, совсем не важно, сколько книг написано именно Моисеем. Описываемые в Библии события - имели ли они на самом деле место или нет, - являются, по сути, лишь канвой, на которую нанизываются Божьи назидания, и эти назидания мы хотели бы извлечь для себя из каждой строчки Книги книг. И пусть историки отцеживают истинные исторические факты (а в Библии таких много) - это их хлеб! А найдут нечто неточное - что ж! эта книга - не наставление по истории, у неё другое назначение. Сегодня нас все эти неточности в Библии не смущают. Нам, верующим в Бога и исповедующим Библию, совсем не нужна мёртвая буква! Так, может, всё-таки надо отдать кесарю кесарево, учёным - про учёное, а нам, верующим, оставить себе только про назидание в вере?

Но как реагируют на аргументы учёных руководители и богословы тех церквей, которые исповедуют, что каждая строчка Библии - частица Божьей Истины? О, это ещё повод для изумления свойствами человеческого ума! Два примера.

Если Свидетели Иеговы хотят показать, что в Библии неизменна каждая строчка, они сообщают, что недавно найденная древнейшая рукопись идентична имеющимся текстам Библии. Но вот их материал "Следует ли верить в Троицу?". Здесь они, наоборот, пишут совсем иное: "…учёные признают, что изначально этих слов (1Ин.5:7) в Библии не было, их добавили гораздо позднее". Логика удивительная: Библия дошла до наших времён неизменной, но при этом в наших экземплярах содержится нечто существенное, добавленное в средние века.

Ещё подобный пример. Идеолог христодельфиан Данкан Хистер тоже считает, что в Библии всё истинно. Но вот он пытается доказать, что сатаны как личности не существует. И здесь он утверждает, что апостолы ряд мыслей для своих посланий почерпнули из учения Еноха, которое потом было признано ложным. Тоже "логика": в Библии всё истинно, но при этом в ней есть нечто из лжеучения.

Кстати, приведенные примеры некорректности, очевидно, не являются плодами холодного ума; здесь проявился феномен ослепления. Человек действительно не видит, что противоречит самому себе...

Многие говорят: к Библии нельзя подходить как исследователь, её надо просто читать, читать с верой, а Бога познавать не разумом, а сердцем, и надо, мол, только верить. Да, конечно, веру иметь надо - но какую? Веру в Бога, или же в то, что о Нём сказали или написали люди? Надо, надо познавать сердцем, однако и разум не должен отставать. Ибо написано: "ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его" (Мф.13:19). И ещё сказано, что возлюбить Господа Бога надобно не только сердцем и всею душею, но и всем разумением (Мар.12:30). Нельзя отворачиваться от фактов: всё-таки Бог попустил наличие в Библии мест, находящихся в явном противоречии с духом Его Учения, а также с данными специальных наук. Да, можно их выискивать и смаковать, а можно, встретив нечто, за чем следует богохульное, просто закрыть глаза. Мы предпочитаем среднее. Столкнувшись с тем, что нам представляется полузакрытой хулой на Бога, ищем причины - или в нашем недопонимании, или в чьих-то неточностях. В том числе и авторов библейских книг. Не для того, чтобы их осуждать - мы с пониманием относимся к их проблемам, а для того, чтобы корректировать своё понимание науки о Боге. Библия - это Сборник задач. Мы можем их разгадывать, грызя гранит науки, а можем подрёмывать, небрежно отмахиваться от тех из них, которые выплывают перед сознанием. У нас немало знакомых, которые обманывают себя мыслями о том, что у них нет неверия, а на самом деле им просто не хочется ломать голову над Божьими задачками.

По-видимому, призыв просто верить впервые прозвучал в средние века. Причина, по которой руководители тогдашней церкви требовали слепой веры, довольно проста. Они ввели ряд догматов, которые подчас не увязывались с Библией, а чтобы избежать вопросов, придумали: просто верьте! Однако уже не библейскому слову, но догматам. В дальнейшем протестанты-реформаторы отбросили ряд догматов, но принцип "просто веры" в каждую букву Библии - увы! - остался.

Естественный вопрос: если и вправду некоторые библейские тексты содержат заведомо ложную информацию, то, выходит, Библии нельзя верить?

По-нашему, не стоит драматизировать ситуацию. Библия, в целом, - великое собрание вечно актуальных Божьих истин, научающих мудрости жизни. Читать её очень-очень интересно. И назидательно. Везде в ней видны следы Бога - непостижимо мудрого, всезнающего. Поражают точностью разбросанные по всей книге крупицы абсолютного знания; особенно поразительно то, что некоторые из этих крупиц знания были явно выше понимания писавших её древних скотоводов и рыбаков. То есть, сами не понимая, они писали по Божьей подсказке.

Но в Библии также виден и почерк писавших её людей - то смиренных и любящих, то злопамятных и преисполненных ожесточения, то мудрых в одном, но зато мало сведущих в другом, а то и увлечённых каким-нибудь "подозрительным" учением. Великое множество Божьих премудростей перемежено в Библии с ложной информацией. Разглядеть её, отделить от зёрен истины - это нелегко, но назидательно. И спасительно. Библия действительно, и научает, и назидает. И не только Божьими назиданиями, но и сокрытыми для невнимательного взгляда искушениями. Да Бог попустил внести в Библию инородное, противное духу Его Учения. Тем не менее, всё Писание богодухновенно и полезно для назидания, Бог дал человечеству возможность извлечь из Библии неповреждённую истину. Но для этого надо потрудиться, освобождая её от инородных вкраплений.

Даже самые убеждённые в непогрешимости Библии хотя бы кое в чём не воспринимают букву того, что в ней написано. Например, никто не скажет, что Иисус был готов дать жаждущим попить стакан некоей воды, после которой человек не испытывал бы жажды. Не воспринимают люди буквально сцену разговора пребывающего в Раю Лазаря с находящимся в Аду богачом.

Но многие христианские церкви не воспринимают буквальный смысл многих таких текстов, которые другие церкви верят полностью. Кто прав, кто ошибается? К счастью, Иисус дал изумительный метод проверки по плодам, который даёт возможность отличить действительно Божие Слово от ложных назиданий. Библия уточняет - надо проверять, какие плоды приносит та или иная информация для Бога и для ближних. Если мы библейские тексты будем проверять так, как она сама рекомендует, то большинство вопросов решаются просто. Лично нам такая проверка дала возможность всё, о чём повествуется в Библии, разделить на три группы.

Во-первых, большое количество историй повествует о необходимости относиться к Богу и ближним с любовью и добром; это Божьи назидания. Во-вторых, если Господь дал нам возможность в каких-то текстах увидеть хулу на Него или назидания не Божьего отношения к людям, мы это воспринимаем как искушение. И третья группа. Если какая-то информация не затрагивает наших отношений с Богом и ближними, мы по библейским текстам не считаем возможным утверждать что-либо об их истинности. Например, наши отношения с Богом никак не зависят от того, вращается ли Солнце вокруг Земли, или наоборот. Поэтому, если понадобится знать истину в таких вопросах, мы обратимся к книгам учёных.

Нет, Создатель не дал нам Свою Истину в рафинированном виде, словесное молочко в ней перемежено и теми материалами, которые не являются Его истиной. Бог так мудро устроил, что они тоже назидают и проверяют, насколько глубоко мы усвоили уроки Его науки и умеем ли отделить присущее Богу от плевел. Будем ли мы творить хулу на Бога, бездумно повторяя не Божьи мысли?

Словом, Библия - не книга для легковерных, почитывающих страницу за страницей и заглатывающих как Божьи назидания и то, что использовать надо с оглядкой, с разумением; эта книга - не сборник инструкций, это, скорее, собрание задач разной степени сложности; для их решения Бог дал людям Свои дары-таланты. Которые мы можем использовать или зарыть в землю. Библия - это своеобразный учебный полигон. На этом "полигоне" те, кого Господь удостоил знанием и умением мыслить (кому дано не в притчах), должны показать свою пытливость, стремление выискивать бревно в своём глазу, уменье не поддаваться горделивому самоуспокоению ("я знаю истину").

Вернёмся к вопросу, можно ли Библию именовать Божьим словом? Ведь по сути - Библия - слово о Боге и - во многом - слово Бога, к её написанию Яхве приложил Свою "руку"...

Давайте, уважаемый читатель, представим такую картину. У Вас появился знакомый журналист, который через некоторое время после общения с Вами написал про Вас очерк, который озаглавил: "Слово о Боге Ивана Сергеевича (или как Вас зовут?)". Вы с интересом начинаете читать - про то, как Вы молитесь в церкви, что и как говорите о Боге, Библии и т.д. Но вот, дойдя до середины, Вы изумленно видите, что описываетесь как непримиримый и жестокий борец с нарушителями заповедей: Вы, якобы, проклинаете их самих и их детей, желаете на их голову всяческих напастей. С легкой руки автора, в Ваши уста вложены слова, которых Вы не только не говорили, но и которые Вам в принципе не свойственны. Вы, очевидно, будете возмущены и посчитаете это ужасающей клеветой. А теперь подумайте, не возмущается ли Бог, когда книгу, содержащую подобные вещи, люди самовольно(!) называют Его словом? Да, это Он попустил в Библии некоторые, мягко скажем несоответствия. Но можно ли безоговорочно относить их в Его адрес? Не является ли это проявлением самоуправства?

Мы эту книгу Божьим словом не называем, памятуя, что Бог на это Своего согласия не давал! Многие не хотят осознавать, что в ней утверждений, что всё в ней непогрешимо и безошибочно, более того: нигде она сама не именует себя Божьим словом!

Кстати, сегодняшний набор книг Библии верстался через три века после Христа, когда некоторые из существовавших тогда писаний были включены в канон, а многие были отвергнуты. Поэтому, с точки зрения учения протестантов, не могло быть в принципе утверждения Бога о том, что канон из 66-ти книг является Его словом - ведь они не веруют в божественность откровений после времени апостолов.

Иисус сказал многозначительную фразу: "Кто может вместить, да вместит" (Матф.19:12). Мы не должны максималистски ни осуждать тексты Библии, ни утверждать, что в ней нет инородного. Надо внимательно всматриваться в то, что читаем. Свою задачу мы видим не в том, чтобы полусонно воспринимать всё подряд, а отделять действительно Богово от того, что таковым не является. Те из людей, кому Бог дал способности разуметь, должны проверять назидания, соответствуют ли они духу Божьей науки, или же, наоборот, являются искушениями. В любом случае надо и в мыслях, и письменно, и в слове не забывать, что, несмотря на то, что Библия в высшей степени исполнена Божией мудрости, Господь также попустил внести в неё и такие назидания, которые противоречат Его науке. Библия содержит слово Божье, Его назидания, но она содержит также и назидания ложные.


А в заключение о названии первой - большей части Библии.

Далеко не все христиане знают, что Иисус и Его ученики первую часть Библии называли так же, как и сегодня - иудаисты - не Ветхий завет, а Тора.

В самом названии Ветхий, которое для этой части Священного Писания ввёл апостол Павел (2Кор.3:14), имеет уничижительный смысл. По словам апостола, эта часть Библии - нечто "ветшающее и стареющее близко к уничтожению".

Большинство христианских церквей трепетно изучают эту книгу, а вот называют её пренебрежительным именем. Некоторые же церкви "развили" мысль апостола настолько, что полностью отказываются от изучения Торы, другие используют лишь некоторые её части. И это несмотря на то, что тот же апостол Павел написал: "всё Писание богодухновенно и полезно для научения..." (2Тим.3:16).

А как относился к Торе Христос? Его отношение можно выразить одним словом - уважительное. Он не позволял Себе пренебрежительно относиться к этому собранию Божьих мудростей. Иисус читал Писания, часто цитировал; из Его уст не слетело ни одного худого слова в адрес Писаний.

Не будем вдаваться в дискуссию о правомерности тех или иных взглядов на Тору, но повторим лишь как факт - частичное или полное игнорирование этой части Библии идёт вразрез с мнением о ней Иисуса, и инициативу в этом, так или иначе, проявил апостол.


Боже! Дай всем нам мудрости отличать назидания от искушений!


Итак, чем же Библия является и не является?

Во-первых, Библия - это не учебник по биологии, истории и др.; кое-что из того, что в ней есть относящееся к вопросам науки, не отражает "техническую" истину, а потому нельзя принимать его за Божье назидание.

Во-вторых, Бог попустил наличие в Библии текстов явно не Божьего характера, а потому она является для нас и искушением. Если мы верим в то, что Бог благ, следует критически относиться к её текстам, особенно к тем, которые отбрасывают на Бога тёмные тени.

Так можно ли Библию называть Божьим словом? Может, и можно, но не безоговорочно; надо постоянно подчёркивать, что есть в ней и то, что противоречит духу Божьего Учения.


P.S. Практически, мы стоим перед выбором - чему верить - тому ли, что Бог благ, или тому, что в Библии истинна каждая строчка.


На главную

Замечания, советы ждем от вас по адресу: .
Пожалуйста, в теме письма укажите: "О Боге".


Hosted by uCoz