ИСКУШАЕТ ли Бог?

На главную

Когда мы разобрались с ответом на этот вопрос, изумлению нашему не было предела. Ведь это изумительный "метод" неверия - люди вырвали из текста кусочек фразы, возвели этот кусочек в абсолют, и - не обращают внимания на другие места в Библии, где провозглашается противоположная мысль. Конкретно: люди приводят слова апостола Иакова "Бог не искушается злом и Сам не искушает никого" (Иак.1:13), а в то же время они ежедневно в молитве просят Бога: "Не введи меня в искушение…". О чём молитва? Не о том ли, что Бог искушает, но Его можно просить, чтобы миновала чаша сия? Так что же - апостол Иаков противоречит Иисусу? Давайте разберёмся, а для этого перечитаем всё, что пишет Библия об искушении.

Отметим сразу: немного в ней строк, которые бы говорили о том, что Бог не искушает. Так, другой апостол выразил похожую мысль: "Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего" (1Ин.2:16).

Зато Библия приводит много - просто, очень много свидетельств, когда Господь искушал своих питомцев. Несколько примеров.

Псалом 25:2: "Искуси меня, Господи, и испытай меня; расплавь внутренности мои и сердце мое"

Ещё: "…Если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению…" (Сир.2-1,5).

Пойдём далее. Читаем Псалом 16:3: "Ты испытал сердце моё, посетил меня ночью, искусил меня и ничего не нашёл".

А вот, как говорится, чёрным по белому (Быт.22:1): "…После сих происшествий Бог искушал Авраама". Бог прямо, так сказать, открытым текстом, испытывал его: кто тебе дороже - сын или Я?

Ещё пример. "Я сохраню тебя от годины искушения, которая придёт на всю вселенную, чтоб испытать живущих на земле". (Откр.3:10). Бог будет искушать сразу всех.

Примеров, которые свидетельствуют о том, что Бог искушал того, другого, а то и всех людей, в Библии много. Есть в Библии места, которые об искушении Богом сообщают полусокрыто. Первые страницы Бытия, первое искушение, которое совершил змей. (Многие считают, что змей говорил словами сатаны). Но вот интересная деталь. Бог посадил древо познания прямо посреди Рая. Запретный плод был не только сладок, но и привлекателен, плоды дерева были "вожделенны на вид"! Выходит, дерево, посаженное прямо в центре Рая, являлось тестом на послушание? Очевидно, да. Бог действием как бы говорил: "Мне бы хотелось, чтобы вы были послушными. Но вы свободны, и древо для демонстрации непослушания прямо перед вами". Говоря библейским языком, оно изначально было предназначено для искушения первых людей. Да, там Бог наказал змея, хотя бы за то, что сей искуситель представил Творца лжецом, но и очевидно, что именно Бог был первым экзаменатором, это Он подготовил испытание первых людей.


В Новом Завете также видны "приметы" искушения Господом. Пару примеров.

Сам Бог направил на искушение Иисуса перед началом Его Миссии (Матф.4:1).

Ещё любопытный пример. Иисус сказал очень ясно, что не наше дело знать времена. И... Он же дал дополнительные данные, которыми непослушные могут воспользоваться. И это действует! Проходят века, проплывают тысячелетия, а человеки непослушные в то, что это "не наше дело", всё "пророчествуют": "Уже скоро, уже совсем скоро, при жизни нашего поколения". Кстати, первым последнюю мысль высказывал ещё апостол Павел, а людям всё никак не обретут смирения - просто вестить о том, что Бог обязательно придёт, но когда - не наше дело знать времена. Людям неймётся.

О том, что искушение людей соответствует Божьим интересам, отметил Пётр (1Пет.1:6,7): "О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа".

"Я открыла парадокс: если я люблю до боли, тогда боль исчезает и остаётся только любовь." Мать Тереза

А вот информация не для фанатиков - об использовании для Божьих целей... ложной информации. Да, да, если нужно для Его целей, Бог считает возможным использовать и заведомо ложную информацию, ложное назидание, искушение неправдой.

Случай с Давидом. Бог был возмущён отступничеством своего народа, а начал с того, что "возбудил… Давида сказать: пойди, исчисли Израиля и Иуду" (2Цар.24:1). А ведь эта мысль была ложной, так как противоречила генеральному завету - во всём уповать на Бога. Царь отнёсся к этой мысли легковесно, он не распознал, что Бог устраивает ему проверку, и совершил богомерзкий поступок - возложил надежды на численность своего войска, и ему потом пришлось худо. Он горько каялся в содеянном.

Об использовании лжи для Божьих целей говорится во 2Пар.18:21-22. Совещание у Бога. Яхве вопрошает Своё воинство: "кто увлёк бы Ахава, царя Израильского, чтобы он пошёл и пал" на войне? "И выступил один дух… и сказал: "я увлеку его… я буду духом лжи в устах всех пророков его". И Бог даёт добро: "пойди и сделай так".

В связи с ложными заданиями, вспомним ещё раз историю искушения Авраама; Богу не нужна была жертва Исаака, тем не менее, Он её потребовал.

На наш взгляд, очень важным назиданием являются следующие слова (Втор.13:1-3): "Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо, и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им, - то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего; ибо чрез сие искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей". Неправда ли, слова чёткие? Чтобы узнать, любим ли мы Господа, Он может послать пророка, чудотворца со знамениями и... ложными призывами.

Да, Библия повествует, что иногда, с целью проверки глубины усвоения людьми Божьей науки, Господь попускал назидания, которые являлись ложными. Впрочем, этот метод нам знаком. Профессор, чтобы убедиться в глубине знаний экзаменуемого, иногда делает заведомо ложную подсказку. Плохо знающие предмет иногда соглашаются с экзаменатором и - получают неудовлетворительные оценки.

Судя по всему, Бог иногда испытывает глубину нашей веры тем, что ставит на нашем пути заведомо ложные ситуации. Подчеркнём, что всё это, в том числе и ложные ситуации, отражены в Писании, то есть, Бог нас искушает и текстами Библии. На память приходят библейские сцены, буквально смакующие жестокости по отношению к детям, женщинам… Ранее мы высказывали предположение, что тексты подобного содержания - намеренно ложные, и Бог попустил их в Библии специально для нас в качестве проверки, насколько глубоко мы знаем Его науку и какого мы мнения о своём Боге. Не проявим ли мы, как Давид в упомянутом эпизоде, легкомысленность, не будем ли считать Божьими эти человеконенавистнические слова? Выходит, не всему надо сразу верить, даже если оно исходит от Бога? Выходит, надо не всё принимать так, как написано, а сверять с духом всего Учения. А вдруг это искушение?

Нелегко связать две мысли - праведность Бога и проверка людей путем дачи Им ложной информации, испытание, искушение с использованием неправды. И всё-таки Он Сам использует ее для проверки глубины усвоения Его уроков; но Богу ненавистна ложь как средство достижения материальных целей.

Примеры библейских текстов, повествующих о явных и полузакрытых Божьих искушениях нашего брата, можно продолжать. О Господи! Как много людей, которые не видят этих и других таких же ясных текстов!


...А сейчас резкий поворот мысли...

Да, в Библии многократно написано, что Бог искушает, однако практически это не совсем точно. Здесь такая же истинность, как и у утверждения, что храм построил Соломон. Фактически его построили сотни тысяч рабов и свободных евреев, но все основополагающие решения принимал именно Соломон. Вот так и Бог - лично Сам искушать Он даже не имеет возможности. Ведь для того, чтобы искушать, обычно нужно вступать в контакт с искушаемым, а в Библии неоднократно говориться, что никто не может даже посмотреть на Бога и остаться после этого живым. Значит, Сам Бог не может ни к чему на земле даже прикоснуться, не погубив.

И Библия неоднократно говорит, что хотя она и пишет "Бог искушал", фактически Бог помышлял об искушении, а дело делали посланные Им иные личности. Например, в 2Цар.24:1 написано, что искушение Давида делал Бог, а в 1Пар.21:1 - что, то же самое действо фактически исполнял сатана. Похожая ситуация и в Иова - решение об искушении патриарха (по предложению сатаны) принимал Бог, а исполнял сатана.

Библия информирует, что для этих целей Бог сотворил и других специальных ангелов - лжи, противления, губителя и прочих. Но главный "инструмент" для этой цели - Бог сотворил ряд специальных систем для искушения.


Вернёмся к цитированной мысли апостола Иакова. Далее он написал: "...каждый искушается, увлекшись и обольщаясь собственной похотью; похоть же зачавши, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть" (Иак.1:15). А ведь здесь говорится, что в качестве искусителя человека выступает его похоть, точнее, похотная плоть, которую, как и всё... сотворил Господь! Можно сказать, искушение похотью Господь "поручил" нашей плоти, предварительно ослабив проклятием её силы к противостоянию. Соделав один раз систему, Господь может не контролировать каждый шаг человека, теперь многие искушения происходят от нашей падкой на соблазны плоти, которую мы можем обуздывать или идти на поводу у её позывов. Поэтому, описывая подобные случаи, Иаков, конечно же, был прав - работает система. Работает "похотная" плоть, которую сотворил Всевышний.


За то, что Бог сотворил системы, которые оказывают определяющее влияние на нашу жизнь, свидетельствует и следующее наблюдение. Неисчислимы случаи, когда по молитве человек исцеляется от болезни - слепые прозревают, хромые начинают ходить... Кто производит исцеления? Обычный ответ: человек помолился Богу, и Он произвёл Своё действие. Но вот тонкость: известно множество случаев, когда подобные результаты получают неверующие, достигают самовнушением или в результате внушения неверующего специалиста! Известны факты, когда обыкновенные, в том числе и неверующие во Христа, люди неожиданно обретают способность обходиться вовсе без пищи и воды. Пищеварительная и, вслед за ней, выделительная системы за короткий срок перестраиваются. Кто переделывал этих людей? Так может, Бог сотворил тело человека таким образом, что усилием воли (читаем: действием духовного тела) может осуществляться соответствующая перестройка физического тела?

Собственно, в этой мысли ничего странного нет. Вообще духовные усилия (скажем, пост и молитва) порождают изменения в материальном мире. Но надо помнить, что этой системой иногда умеют пользоваться и не христиане.

Ещё пример Божьей системы - наследственность. С помощью этого "инструмента" второму поколению нередко передаются не только внешние черты, но и черты характера, в том числе и греховные наклонности, а также болезни.

Словом, сотворённые Создателем СИСТЕМЫ искушают нас ежедневно, ежечасно, ежеминутно. А Бог? Он смотрит и - делает свой выбор.


...В человеческом сознании слово искуситель имеет негативный оттенок, оно ассоциируется с сатаной, с библейскими сценами отрицательного характера. А ведь именно Бог был и есть Искуситель № 1.

Но для чего Богу нужно - нас искушать? Библия даёт ответ и на этот вопрос, но мы его рассмотрим позже. А сейчас подчеркнём: мы верим в благость Божью, а значит, искушения имеют благую цель. Мы должны принять как данность - искушение людей - это Божья норма нашего века. Так повелел Господь. Бог нас любит, любит и искушает. А нам надо верить Богу. А не тем учителям, которые учат тому, что они вырвали из контекста Библии.

А всё-таки - как же слова Иакова? Так искушает ли Бог, или Иаков ошибся? Нет и нет - это пример прямо таки хрестоматийного массового ослепления. Вырванная из контекста, эта фраза затвердила мнение о Боге, Который никогда не искушает. Множество фраз разбросано по всей Библии, которые говорят об обратном, наконец, прямых три слова "Бог искушал Авраама" - всё напрасно! Прочитывает человек эти слова, никак не реагирует, и - взгляд устремляется дальше, к более уютным словам. "Апостол сказал "не искушает", значит, не искушает, и точка!". Люди веруют не духу Библии, а вырванному на свой вкус маленькому кусочку фразы.

Много таких случаев, когда люди веруют тому, чему им верить хочется, и не веруют тому, что противоречит их мыслям. Практически важный вопрос: не будет ли Иисус делать жёсткие выводы и за такой вид неверия?


На главную

Замечания, советы ждем от вас по адресу: .
Пожалуйста, в теме письма укажите: "О Боге".


Hosted by uCoz