В чём суть Божьей школы?

На главную


Я - школяр в этом лучшем из лучших миров.
Труд мой тяжек: учитель уж больно суров.
До седин я у жизни хожу в подмастерьях,
Всё ещё не зачислен в разряд мастеров...

- Омар Хайям.


По первоначальному плану земля предназначалась для того, чтобы на ней в райских условиях "плодились и размножались" праведные души. При этом Бог решил создавать нечто уникальное - соединить в человеке "не соединяемое" - исполнительность и право выбора, лёд и пламень. Библия показывает, что задача оказалась чрезвычайно сложной, Творец получил не совсем то, что хотел. Да, первые "образцы" людей были созданы совершенными (Быт.1:31). Но они предпочли следовать собственному мнению, а не воле Бога; бремени доверия первые люди не снесли.

Выяснив, что райские условия жизни не способствуют развитию чувства исполнительности, задачу подбора людей для своих целей Творец стал решать более сложным путём. Голубую планету из уютного места для жизни Бог - против своего желания - превратил в суровую школу "подготовки кадров". Да, Ему, очевидно, очень нужны выпестованные в земных условиях души человеческие. Священное Писание говорит, что на земле Всевышний создал условия для того, чтобы люди могли обретать такие качества, как послушание, смирение, любовь к Богу и ближним. И желание трудиться и думать.

Ситуацию, на наш взгляд, удачно отразил известный проповедник Чарльз Стенли: "Вы - незавершённое творение. Бог лепит вас, претворяя в личность, с которой Он желает пребывать в вечности". Именно здесь мы должны воспитать в себе и проявить качества, зачем-то нужные Творцу. Он не стал отнимать у людей право выбора, а ввёл вариант с персональной "доводкой" каждого человека. Чтобы выбрать Себе волонтёров в будущую жизнь, Господь пропускает нас через воспитательный "конвейер", Он испытывает нас, так сказать, "поштучно", а точнее - подушно. Здесь выясняется, "кто есть кто". Божья цель для земного этапа жизни людей заключается в том, чтобы было подготовлено и выявлено как можно больше тех, которые пригодны для вечности.

Словом, жизнь земная - как учебное заведение перед трудовой деятельностью, как учёба с экзаменом, по результатам которого ещё будут определять, допустить ли нас к вечности, или нет. Процесс творения продолжается.


Земная школа, через которую мы призваны пройти, имеет ряд особенностей. Остановимся на некоторых.


Первая из них заключается в следующем. Чтобы ярче проявлялись слабости каждого, Творец всех "заключил в непослушание" (Рим.11:32). Для этого Своим проклятием Он уменьшил количество совершенств, которыми обладал Адам; этим Он увеличил тягу людей к различным соблазнам и ослабил способность сопротивляться искушениям. Все стали духовно немощны. Грех (плоти!) стал неизбежен.

Вторая: как во всякой школе, "Профессор" и учит нас, и проверяет качество наших знаний. Для этого Он устраивает нам "тренировочные" ситуации - Он организовал развёрнутую систему искушений. Испытания, экзамены - это вся наша жизнь. По сравнению с Адамом, сегодня "ассортимент" искушений резко увеличен. Мы снедаемы тысячью разных соблазнов, которые Адаму были неведомы. Скажем, ему некому было завидовать, не перед кем гордиться, некого осуждать. Даже священные книги - это сплошные задачи разной степени трудности, есть возможность вгрызаться в гранит Божьей науки и искать свои ответы на непонятное. Ведь кому много дано, с того много и спросится. А можно просто попивать словесное молочко, которым кормят священнослужители, или оно содержится в книгах, которые рекомендованы людьми.

Третья особенность: экзаменуемся мы, как в школе, по разным "билетам". Кто-то искушается богатством достатка, красоты, здоровья, обильной любовью близких, а кто-то - наоборот. Бог предопределяет для каждого человека свой набор различных вариантов поведения, развития тех или иных способностей и даже греховных увлечений. А человек имеет возможность избрать что-то из предопределённого, в том числе, пойти по тому или иному пути по жизни и даже "покатиться" по своему "набору" греховных увлечений.

Четвёртая особенность - Бог Сам, по Своей воле никого не ведёт "за ручку" - Он просто всем предлагает идти к Нему, но и никому не мешает идти от Него.

И, наконец, пятая особенность. По Божьему промыслу, все "мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно". Более того, Библия многократно напоминает, что за некоторые прегрешения Бог специально насылает "персональное" заблуждение (например, 2Фесс.2:11).

Иисус произнёс таинственную фразу (Лук.18:8): "Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?". Сегодня многие церкви победно провозглашают о приобщении ко Христу сотен миллионов людей во всём мире. А Иисус был озабочен - найдёт ли Он веру вообще... Так может, сегодняшние христиане, искренне воздавая хвалу Богу, всё-таки в чём-то существенном оказывают Ему неверие?

В истинности последнего утверждения можно убедиться, посмотрев со стороны на типичную картину. По богословскому вопросу дискутируют два умных грамотных христианина, исповедующих разные вероучения. Повторим: они оба умные, грамотные и честные, а прийти к единому мнению не могут. Третий, со стороны, удивляется: "Ну и чудеса: один утверждает, что дважды два - пять, а другой уверен, что шесть!". Сам же, третий, непоколебимо "знает", что дважды два - три, и доказать ему иное практически невозможно. Объяснить такое, очевидно, можно только одним: это сам Бог устроил так, что у нас зрение лишь отчасти, что каждый человек в своих глазах взращивает свои брёвна и не желает от них освобождаться.

Для чего Бог так устроил? А может, для того, чтобы выявить тех, которые способны впадать в искушение - выдавать именно своё, как и у всех, дефектное видение, за абсолютную истину? Выявить тех, которые не желают воспринимать мысли Иисуса и апостола Павла - о заложенных Богом принципиальных недостатках нашего восприятия...


Претворением в жизнь всех этих особенностей Бог окружил человека непроходимым частоколом искушений - подчеркнём: непроходимым. При ослабленной плоти, а также при дефектном зрении неисчислимые искушения делают своё дело - мы имеем то, что имеем: безгрешных нет ни одного. Бог учит и проверяет нас, погрузив в непослушание, погрузив во грех.

Принцип проверки людей грехом безукоризнен. В соприкосновении с соблазнами, мы чётче проявляем либо нашу неуспокоенность, постоянную нацеленность бороться с собственными нарушениями закона Божьего; либо духовную леность, желание нежиться, "купаясь" в грехе. Истинное золото проявляется в огне или ванне с едкой кислотой, а люди - в "ванне" всеобщего греха. Различие состоит только в том, что "низкие" металлы не могут превратиться в золото, а человек, при его устремлении, из состояния патологической греховности может достичь полного соответствия Божьим требованиям.

Получается, что "греховное болото", в котором находятся люди - это своеобразный проявитель; пребывание в нем показывает, кто стремится подготовить себя к Божьей службе, а кто нет. "Многие очистятся, убелятся и переплавлены будут в искушении; нечестивые же будут поступать нечестиво" (Дан.12:10). Творец просеивает нас, как пшеницу, Он делает Свой выбор из тех, кто до последнего вздоха устремлён на выход из греховного состояния. Библия говорит: Бог возьмёт к Себе лишь тех, которые будут стараться противостоять искушениям, будут стремиться исполнять Его заповеди.


В земной школе в воспитательных целях используются обычные приёмы - и кнут, и пряник. Соблазняя нас "пряником" или искушая "кнутом", Бог делает это для нашей пользы и пользы своего дела.


Сначала поговорим об искушениях "пряником".


Создатель всюду расставил соблазны "сладеньким", искушения "красивеньким". Искушения взывают: окунись в наслаждение с головой - предпочти его вместо Бога! Жизнь показывает, что для людей искушения этого типа наиболее трудные. Слава, власть, деньги, чужая жена, вкусная еда, спиртное - всё это и многое другое, как правило, отодвигают образ Бога куда-то на задворки души. Уже само телесное благополучие у многих порождает стойкое благодушие, иногда приводящее к гибельной для духовной жизни лени.

Одно из сильнейших искушений - тоска по "благополучной" жизни. Некоторые вероучения поднимают на щит пропаганду материального достатка. А ведь по масштабам Всевышнего наши 40-80 лет - это краткий миг, малюсенький этап. Мечтать и говорить о мире блаженства на какой-то миг - это бессмыслица. Когда мы в школе или в вузе готовимся и сдаём экзамены, то речь не идёт о состоянии блаженства, идёт работа и еще раз работа, с большими мучениями и маленькими радостями (достал конспекты, разобрался с трудным вопросом, получил зачёт). Жизнь неопровержимо свидетельствует: если не держать под контролем стремление к наслаждению, оно может нас уничтожить, ибо незаметно для себя мы начинаем уделять внимание своему Богу всё меньше и меньше.

Впрочем, большинство, в том числе сильно различающихся, вероучений искушения "пряником" трактуют практически одинаково. А вот на "работе кнута" поговорим подробнее.


Итак, как страдание служит Божьим целям?


Когда Господь увидел, что Его запрет нарушен, своим проклятием Адама и Евы, в качестве одного из воспитующих элементов, Он решил использовать боль, страдания, лишения. Об этом Писание говорит прямо. Еве Он сказал: "Умножая умножу скорбь твою". И Адаму сказал: "со скорбью будешь питаться во все дни жизни твоей". А после кровавого преступления Каина Бог счёл необходимым ещё более усложнить жизнь людей: "Когда будешь возделывать землю, она не станет давать силы своей для тебя". А вот, что сказано в Коране: Всевышний "создал смерть и жизнь, чтобы испытать вас, кто из вас лучше по деяниям" (67:2).

Неверующие (или те, кто верует неглубоко) не могут воспринять необходимость для Бога использовать страдания. Но вот простой вопрос: можно ли определить, кого включать в спортивную команду, не обучая и не испытывая кандидатов в "борьбе" со снарядом, дистанцией, соперником? На стадионе практически все снаряды, дистанции являются, по сути, искусственно созданными препятствиями. И цель спортсмена - преодолеть их с хорошими результатами.

Да, иногда по попущению Бога с какими-то людьми происходит нечто, с нашей точки зрения, ужасное. Но к Богу неприменимо понятие жестокость; для Него есть понятие целесообразность. Апостол сказал (1Пет.12-13): "Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете". Известны примеры, когда именно после "огненного искушения" многие начинают путь к Богу; нередко только такие случаи и побуждают этого человека или его ближнего разглядеть маяки Божьего царства. Словом, человек, опалённый своим или чужим несчастьем, переделывается в ту или другую сторону, а Богу нужно именно это - Он подбирает себе одних для вечной жизни, и - принимает к сведению решение тех, которые не устремляются к Нему или не прилагают к этому должных усилий.

Скажем, Творец определил как необходимое чувство всепрощения. Но человек не может научиться прощать, если по отношению к нему никто не сделает ничего неблаговидного. Без лишений не научиться терпению. Величие заботливых и чутких людей ярче ощущают те, кто соприкасался с чёрствыми себялюбцами. И чья-то несправедливость - это тоже испытание смирения человека, его способности противостоять возникающим негативным чувствам.

Далее. Возьмём, к примеру, чувство сострадания. Чтобы у моего друга проявилось и окрепло это чувство, необходимо, чтобы хотя бы некоторое время мне было очень плохо. Представим обычную картину. Вы собираете людей на угощение. Все предельно вежливы, доброжелательны, обходительны. И практически все искренне, повторим, искренне желают вам добра. А если с вами завтра произойдёт беда? Кто-то забросит всё и прибежит с желанием оказать помощь, а иной проявит трусость, чёрствость, окажется неспособным на самопожертвование. В обстановке же покоя и блаженства люди сами себя не знают. Нужно, чтобы человек имел возможность сделать свой выбор. Чужое несчастье мелькнёт, как молния в ночи, и сразу видно, кто чего стоит. Друг познаётся в беде - это не просто красивая фраза, это великая мудрость устройства нашего мира. Хорошо сказал поэт: "Если друг оказался вдруг и не друг, и не враг - а так.… Если сразу не разберешь, плох он или хорош, - парня в горы тяни…. Там поймёшь, кто такой!".

А в целом, наблюдается такая закономерность: если человек в страдании не сумеет возвысить свою душу, то страдания его разрушают.


Коротко об испытании болезнями.

Апостол Павел считал, что некоторые недуги ему посланы Богом. Богослов Ульф Экман оспаривает мысль о том, что болезни от Бога. Он пишет: "Значит, если болезни посылаются Господом, мы не вправе просить об исцелении. Значит, выздоровление не соответствует воле Бога, а мы не должны её нарушать". Но ведь есть ещё одна возможность! Скорее, следует воспринимать болезни как знак того, что Всевышний направляет нам испытание, чтобы мы старались находить выход, угодный Ему. Может, эта боль ниспослана для проявления сочувствия у близких или для пробуждения моей задремавшей любви? Может, заболевший должен со смирением поблагодарить Всевышнего за это испытание и проанализировать свою прошлую жизнь? И может, как-то изменив её и испросив помощи у Бога, попытаться принять Божье исцеление через руки врача. Ведь по нашим молитвам Господь почти всегда оказывает Свою помощь через кого-то из людей. Ну а Богу виднее - пойти ли навстречу нашим мольбам или нет.


Многие вероучения утверждают, что мы получаем страдания в качестве наказания за наши грехи.

Да, иногда после прегрешения действительно наступает полоса тягот, и тогда комментируют: "Божье наказание!". В Коране настойчиво проводится мысль, что идущие против воли Аллаха, получают наказание и в этой, "ближайшей" жизни. И Ветхий завет многократно говорит именно как о Божьем наказании. "…Кого любит Господь, того и наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему" (Притч.3:11,12). Многие веруют в неотвратимость Божьего наказания здесь, на земле.

Но давайте вспомним случай со слепым, которого исцелил Иисус. (Иоан.9:2,3). "Ученики Его спросили у Него: Равви! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нём явились дела Божии". Как видим, Новый завет в данном случае чётко исключает вариант наказания за грех. Христос сказал, что иногда быть больным - это по Божьему предопределению, вне всякой связи с соделанными грехами! Люди проходят предначертанное "задание на жизнь" по совершенно разным дорожкам. Этот слепой исполнял своё предначертание по отношению к тем, кто общался с ним; у кого-то общение с ним вызывало добрые чувства сопереживания, у других - проявление чёрствости, брезгливости. А в конце своей судьбы - "работы в качестве слепого" ему была предначертана радостная встреча с Иисусом.

Испокон веков люди спрашивают, почему одному живется хорошо, а другого мучает нужда и тяжелая болезнь? Часто верующему приходится страдать еще больше, чем безбожнику. Вот как об этом пишет автор псалма: "Я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых, ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их; на работе человеческой нет их, и с прочими людьми не подвергаются ударам" (Пс.72:3-5). Приходится констатировать, что оценку прожитых лет человек получает всё же не здесь, и не здесь его "наказывают" или "премируют". Единой системы Божьей кары на земле не наблюдается. Просто Бог Сам решает в каком порядке и чем испытывать человека.


На земле происходят великие отборочные "состязания", и главным Судией является Сам Бог. Его вариант взращивания зерен и отделения плевел работает безотказно! Многие не выдерживают искушений, у них выявляются такие качества души, как себялюбие, черствость, уныние, отчаяние или же наоборот, сластолюбие, гордыня, самомнение и т.п. В результате обнаруживается их непригодность для службы Создателю. Один автор тонко заметил: "Когда нам приходится переживать крушение надежд, болезни, гонения или другие личные невзгоды, мы часто обращаемся к Небу с одним вопросом: "За что?". Но более оправданно было бы спросить: "Для чего?", потому что всякое жизненное испытание не является наказанием, - это возможность, сделав правильный выбор, подняться еще на одну ступеньку в собственном совершенствовании".

А в результате Бог имеет возможность из мириады человеков выбирать себе тех помощников, которые Ему подходят. Для своего Здания Бог терпеливо взращивает и отбирает помощников - "живых камней" (1Пет.2:5). Только после положительных результатов испытаний человек сможет обрести право жить в тех условиях, о которых мечтали люди всех времён и народов. Хорошо сказал поэт:

Чем ночь темней,
Тем ярче звёзды.
Чем скорбь сильней,
Тем ближе Бог.

Можно долго разбирать примеры, иллюстрирующие действие страданий для развития в нас тех черт, которые заповеданы нам. Но и из приведенных видно: нередко, лишь продираясь сквозь частокол всевозможных испытаний, страдающий начинает ощущать, что он далеко не всемогущ, что он не в состоянии сам выйти из тяжёлой ситуации, гордыня его никнет, человек из центра своего миропонимания убирает свою личность, он обретает смирение. В тепличных же условиях обычно душа безмятежно спит, никак не проявляя своих лучших качеств. В испытании человек очищается от душевной накипи, взбадривается от духовной спячки.

Здесь уместно затронуть жёсткий для нас, людей вопрос - все ли люди ценны для Бога?

Вопреки распространенному мнению, Бог, судя по всему, перед Собой не ставил задачу довести каждого родившегося ребёнка до Царства Божия. Да, Бог хотел бы с Собой взять всех, но - Он создал условия, а остальное отдал нам. Он не Сам лепит каждого человека. Наделив нас свободной волей, Он имеет дело с тем результатом, который выкристаллизовывается как наша реакция на внешние и внутренние воздействия. Результат не всегда хорош, и какая-то часть "бракованных" отсеивается. А Бог решает свою задачу.

Он смотрит.

И делает

Свой выбор.


Подытожим сказанное.

Как говорилось ранее, Бог в человеческом теле пестует "ангелов второго поколения". И Он следит, чтобы среди этих творений не пробились в вечность недостойные.

Для каждого из нас Всевышний взращивает личное древо познания добра и зла, у которого плоды вожделенны на вид. Каждому Он даёт возможность, чтобы мы прошли через свою Голгофу, положив на Божий алтарь самое дорогое, что мы имеем в этой жизни. И Он ждёт, чтобы мы свою Голгофу восприняли со смирением!

Утверждают, что Господь благ потому, что хочет, чтобы у нас сегодня всё было хорошо. А может, такой взгляд выставляет Его слабосильным мечтателем, Который хочет, да не может? Нет, благость Бога, очевидно, проявляется в ином. Во-первых, Он соорудил это самое Царство добра и справедливости, в которое войдут Им избранные. Во-вторых, те страдания, которые мы имеем в наш краткий век, Бог попускает для того, чтобы как можно большее число душ могло пробудиться от духовной спячки, и обрело "проходной балл" в вечность. Люди же нередко это Царство ищут не там, где оно есть. А, поймав птицу счастья, нередко забывают о Боге.

Так, может, не стоит размениваться на "пряники" в этой жизни, а собирать себе сокровища на небе - постараться пройти испытательную земную "дистанцию" с достойным результатом?!


На главную

Замечания, советы ждем от вас по адресу: .
Пожалуйста, в теме письма укажите: "О Боге".


Hosted by uCoz