ЖЕРТВЫ БОГУ

На главную

Эта статья - приглашение к размышлению - веруем ли мы в то, что Бог не требовал исполнения языческих обрядов?

Быть может, все христианские церкви веруют, что нашему Богу - во всяком случае, в до-Иисусово время - требовалось приносить кровавые жертвы. Веруют также, что, в конце концов, была человеческая жертва Богу - Самого Иисуса. Сразу же зададим неожиданный вопрос: а были ли вообще нужны эти жертвы Богу? "Как это - не нужны? - взметнётся читатель. - Да вся Библия - от начала до...!" Стоп! От самого ли начала? Перечитаем Бытие, Исход - Бог довольно долгое время не проявлял "инициативы" в вопросах принесения Ему жертв. Об отношении Бога к жертвам свидетельствуют такие факты.

1. Сотворив первых людей, Создатель дал им ряд заповедей; о жертвах заповеди не было.

2. Далее. Первыми про жертву Богу подумали Каин и Авель, а не Бог! Поскольку они это сделали одновременно, можно предположить следующее. Братья знали от родителей, что те прогневили своего Создателя, и когда стали сами вести хозяйство, посовещавшись, решили попытаться примириться с Богом. Не райская у них была жизнь, нередко жили впроголодь, и потому для них было самым естественным - принести Ему в дар нечто съестное.

А что же Бог? До этого Он был опечален тем, что сотворённые Им люди оказались непослушными, и - был обрадован признаками проявления внимания к Нему их детей. Разумеется, Ему "лично" не нужны ни мясо первородных баранов, ни плоды от растений. Не это было нужно Ему. "Принеси в жертву Богу хвалу, и воздай Всевышнему обеты твои…" (Пс.49:14). Но принесённые людьми жертвы свидетельствовали об их стремлении идти к Творцу, и Он проявил живую заинтересованность к их дарам.

3. В своём выговоре Каину за убийство брата Господь сурово обличал убийцу, проклял его, а вот принести жертву за грех не заповедал.

4. Через много лет принёс жертву Ной - и Бог опять-таки просто принял жертву, не сказав ничего ни за, ни против...

5. Многократно слова с корнем "жертв" встречаются при описании жизни Авраама - праведного язычника. Авраам ставил жертвенники чуть ли не на каждом месте стоянки своего шатра. И опять инициатива принадлежала не Богу, а человеку, живущему по канонам язычника.

6. И даже потом, когда принесение жертв стало обыденным, Бог, давая Моисею Десятисловье, о жертвах не упомянул. Вот мнение Бога: "Отцам вашим Я не говорил и не давал им заповеди в тот день, в который Я вывел их из земли Египетской, о всесожжении и жертве" (Иер.7:22).

7. А впервые Бог заговорил о жертве лишь в эпизоде с Авраамом. Этот патриарх в то время по своему воспитанию был фактически язычником - от своих соплеменников его отличала только глубокая вера в Творца, Всемогущего Бога, но, судя по всему, он верил в необходимость соблюдения их ритуалов. И Бог с ним общался на языке его родных пристрастий: испытывая верность Авраама, Бог предложил ему принести в жертву своего сына. И лишь когда Авраам делом проявил свою веру, Бог показал, что Ему вовсе не нужна языческая "супержертва", Он её заменил менее одиозным ритуалом.

Так что "приоритет" идеи приносить Богу материальные приношения, а тем более, кровавые жертвы, принадлежал людям, а не Богу.

...Читатель, возможно, начнёт досадовать: "И зачем это мне? Не нужны были Богу кровавые жертвы - и ладно, а я и не приношу". Нет, этот тезис проник в христианское богословие и исповедуется чуть ли ни ежедневно в самой одиозной форме! Но - пойдём по порядку.

Апостол расшифровал "механизм" возникновения "Иисусовых брёвен". Он пояснил, что у нас, живущих на земле, по Божьему промыслу зрение лишь отчасти, все мы видим как бы через тусклое стекло. Фактически миллионы людей считают: "Неправда, у меня бревна нет, я вижу истину, я докопался до дна". И - человек обращает критический взор на ближнего. Он намерен вытащить сучёк из его глаза.

Но вот, спустя столетия, вдруг излился нескончаемый поток инструкций, трактующих порядок предоставления различных жертв. Скажем, книги Чисел и Левит буквально фонтанируют назиданиями о том, по какому случаю приносить ту или иную жертву. Чем объяснить такой резкий всплеск? Мы видим два варианта ответа.

Во-первых, возможно, просто заработал зародившийся клан священства. Назовём вещи своими именами: левиты жили за счёт жертвенных подношений. До этого они жили на случайные дары - так, может, решили упорядочить поступление средств к существованию? В пользу этого предположения свидетельствует, например, такой стих (Исх.29:39): "...Одного агнца приноси поутру, а другого агнца приноси вечером". Неправда ли, это для того, чтобы жрецам свежая еда была и вечером?

А во-вторых, возможно, Сам Бог пришёл к выводу, что иначе нельзя с этим народцем, у которого языческие замашки так и выпирают. Ведь зарождающаяся нация в Египте исповедовала многобожие (Нав.24:14). Чтобы отучить людей от поклонения идолам, нельзя было резким требованием отрывать их от корней прошлого. Материальные жертвоприношения требовались вчерашним язычникам, которые не могли и представить себе Бога, Который не нуждается в дарах. Господь это учитывал. Как мудрый учитель, Творец не разрушал "до основания, а затем…". Для начала Он "направил их по другому адресу". Люди приносили плоды своего труда уже не в угоду мёртвым идолам, а Носителю Добра и Любви - нашему Господу. При этом жертвы людям напоминали, что они, согрешая, согрешают перед Богом. Подтверждение этому находим в книге пророка Малахии(2:1,4-5). Господь устами пророка говорит, что заповеди о жертве были даны, чтобы люди воздавали славу имени Господа, чтобы боялись Господа и благоговели перед именем Его. Представление о возложении грехов на козлов - это было время младенчества нации. Просто Бог с идеей принесения Ему материальных жертв не спорил. Лично Ему принесённый кусок мяса в виде агнца не нужен.

Отметим следующий важный момент. В Торе в вопросе о жертвах можно различить два различных голоса. Один - вроде бы от имени Бога - мощный поток предписаний, который с мелкой дотошностью регламентировал, что, когда надо нести в храм. А другой голос - тоже от Его имени - высказывал Своё резко отрицательное мнение по поводу жертв, которые не сопровождаются главным для Него - любовью…. Вот некоторые из этих высказываний.

"Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений".

"Приносили ли вы Мне жертвы и хлебные дары в пустыне в течение сорока лет, дом Израилев?"

"Неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов".

"Наблюдай за ногою твоею, когда идешь в дом Божий, и будь готов более к слушанию, нежели к жертвоприношению".

"Начало доброго пути - делать правду; это угоднее пред Богом, нежели приносить жертвы".

"Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе, ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее. Ем ли Я мясо волов и пью ли кровь козлов? Принеси в жертву Богу хвалу и воздай Всевышнему обеты твои".

А вот как эту мысль выражал псалмопевец:

"Ты - Господь мой; блага мои Тебе не нужны".

"Жертвы Ты не желаешь, - я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь".

Повторим: жертвы нужны были людям, а не Богу. Вот как эту мысль объяснил псалмопевец: "Не приму тельца из дома твоего, ни козлов из дворов твоих, ибо Мои все звери в лесу, и скот на тысяче гор, знаю всех птиц на горах, и животные на полях предо Мною. Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе, ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее. Ем ли Я мясо волов и пью ли кровь козлов?" (Пс.49:9-14)

А в заключение приведём гневную отповедь Бога, записанную пророком Исаией (1:11-16). "К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу. Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои? Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие - и празднование! Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их. И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло". Пророк говорил: Богу нужно смиренное поведение, а не материальные жертвы.

Впрочем, в Торе есть яркий эпизод, когда Бог Сущий положительно отреагировал именно на кровавую жертву. Это когда Илия организовал соревнование с пророками Ваала (3Цар.18:21-40). Что ж, тогда речь шла о всенародной демонстрации Божьего могущества. Эта демонстрация велась на языке, близком тогдашним евреям - на языке кровавых жертв. И Бог не устранился от проблем Божьего человека, Он сыграл в предложенную игру.

Коротко о "качестве" жертвуемых продуктов. Богу, возможно, нет особой разницы, что собой представляют приношения, Его, очевидно, интересует состояние сердца человека в момент принесения этой жертвы. И когда Библия многократно говорит, что кровавые жертвы должны быть из первородков, без порока, фактически она говорит о том же: не формально ли, от чистого ли сердца приносится дар? Не по принципу ли, "На Тебе, Боже, то, что мне не гоже"? А когда дары Богу приносятся в результате чистосердечного раскаяния от содеянного греха, они действительно лучшие из того, что имеет человек.

Таким образом, в Торе чётко говорится, что не Бог был инициатором дачи Ему материальных жертв. И хотя потом Он их принимал, неоднократно высказывал своё отрицательное к ним отношение.

В конце концов, жертвоприношения животных были прекращены совсем. Объясняют это разными причинами.

Иудеи считают: был разрушен Храм, и приносить Богу агнцев так, как это велось испокон веков, стало невозможным.

Христианские церкви исповедуют другой вариант объяснения. Сотворённый совершенным, человек Адам впал в грех. Люди учат: приношения животных не могли кардинально решить проблему искупления грехов, и лишь жертва безгрешного человека могла загладить вину Адама раз и навсегда. Считают, что на Голгофе Иисус принёс Себя в жертву Богу, и именно после этого отпала надобность в кровавых жертвах. Короткая цитата: "Жертва человека Иисуса - совершенная жертва Богу". О представлении жертвы Мессии как жертвы Богу в умилостивление говорил Исаия, Иоанн Креститель, апостолы - словом, люди. Повторим: это люди говорили, что Иисус принёс Себя в жертву Богу.

Итак, по мнению многих, спустя несколько веков, Бог будто бы разглядел нечто разумное в языческом обряде жертвоприношения детей и решил Сам Себе принести в жертву Своего Сына….

Конечно же, это не так. Да, пророки проговаривали Божьи мысли. Но выше мы отметили, что Бог никому не мешал говорить и от себя. Да, Яхве согласился с жертвами животных, но Он был категорически против жертв человеческих. Более того, Он прямо запретил это делать людям (Втор.12:31): "не делай так Господу, Богу твоему, ибо все, чего гнушается Господь, что ненавидит Он, они делают богам своим: они и сыновей своих и дочерей своих сожигают на огне богам своим". Вот так: Бог гнушается, ненавидит принесение детей в жертву богам, запрещает это делать по отношению к Себе, а люди веруют, что потом Он Сам сделал то же??!

Что же касается Исаии, то это был пророк маленькой страны, которую просто захлёстывали потоки информации от соседей. Не будем дальше продолжать, а отметим поразительный факт: хотя в таком духе про Мессию как жертву Богу говорили многие обычные люди, Иисус о том, что Он явится жертвой Богу, молчал. Он заповедал, что надо отдавать жизнь ради други своя, ради Бога. Отдавать тогда, когда требуют обстоятельства. Но это не является ритуальной жертвой. Да что рассуждать - не говорил Иисус, что Он отдаст Свою жизнь в качестве такой же ритуальной жертвы, каковую тогда приносили язычники, а сейчас приносят колдуны и некоторые одиозные церквушки. Нет, Иисус пришёл на землю не отменить, а исполнить, Он являлся ревностным Исполнителем воли Божией, а потому, конечно, и думать не мог, чтобы нарушить запрет Отца на человеческие жертвы Богу.

Коротко о сравнении Иисуса с жертвенным агнцем. Впервые это сопоставление встречается в пророчестве Исаии о Мессии (53:7): "Как агнец пред стригущим его безгласен". Затем об этом заговорил Иоанн Креститель: "Вот Агнец Божий, который берет на Себя грех мира". Эстафету подхватили апостолы, например Пётр (1Пет.1:19) писал про "Христа, как непорочного и чистого Агнца". Очень много в этом духе писал Павел (Например, Евр.10:10-12). Ну, а дальше соединение понятий Иисус и Агнец вошло в качестве основы воззрения на Голгофу как на жертву Богу.

А сейчас подчеркнём, что Иисус Себя называл по-разному, а вот Агнцем не называл ни разу! Случайность? Видимо нет. Выше мы отмечали, что Яхве неоднократно проговаривал через пророков, что все обряды с кровью Ему были не нужны. Более того - и само слово агнец в обозначении жертвы вызывало у Него отрицательную реакцию. Вот Его слова в изложении пророка Исаии (66:3): "[Беззаконник же,] ... приносящий агнца в жертву - то же, что задушающий пса". Вот так, сильнее не скажешь. Кто-то возразит: Исаия же говорит о беззаконниках. Но ведь и Иисуса казнили беззаконники!

Можно отметить, что Сам Иисус дважды использовал слово "агнец" (Лк.10:3 и Ин.21:15). Но в обоих случаях Он использовал это понятие как символ кротости и относил его не к Себе.

Да, в Библии сочетание Иисус - жертва за грех встречается, но лишь в текстах апостолов. Фраза из Откровения, 5:6 - "стоял Агнец как бы закланный". Ещё цитаты. "Бог не понуждал Иисуса ко греху, Он Сам, по Собственной воле, стал грехом, совершенной жертвой за грех". "Иисус Христос умер, ради нашего и Своего спасения, как жертва за грехи". Словом, видна чёткая мысль: апостолы считали, что Иисус послужил жертвой умилостивления за грехи народа - как когда-то приносили в жертву агнцев.

Понимаем, что сочетание слов Агнец - Иисус степени привычное, потому что употребляется часто. И всё-таки, мы полагаем, что надо бы осознать, что за сочетанием этих двух слов прячется мысль: Господь одновременно принёс и принял осуждаемую Им же человеческую жертву. На наш взгляд, это потеря духовного зрения, и она пугает. Всё это - реликт язычества, и он объективно выливается в хулу на Бога. Сравнение Христа с жертвенным агнцем - это атавизм младенчества человечества, нонсенс.

Да, апостолы и отцы церкви красноречивое молчание Иисуса проигнорировали. Но почему апостолы приняли эстафету не от Иисуса, а от проповедников человеческих жертв? Нам кажется, объяснить это можно следующим. Апостолы ещё были привязаны к старым традициям, имеющим языческое происхождение. Все мы живём по стереотипам, ими же стараемся выражать свои мысли. В жизни людей того времени ритуальные приношения были на каждом шагу, жертвенный агнец в храме - вполне естественный "атрибут". В их сознании существовала устоявшаяся связка стереотипов: раз пожертвовал жизнью ради людей - значит, жертвенный агнец; если жертвенный агнец - значит, где-то и козёл отпущения, который понёс грехи. Когда Исаия формулировал пророчества о Мессии, он их изложил в естественной для того народа форме. Фактически пророк изложил краткий слепок с тогдашней философии освобождения от грехов народа путём животных и человеческих жертв. А когда Иисус свершил Свою жертву ради спасения людей, у евангелистов появилось естественное сравнение Его поступка с закланием жертвенного агнца. Для тех людей, в постязыческое время это было понятно, привычно. Но сейчас...

Если бы Бог считал принесение кровавых жертв необходимым, Он бы сделал так, чтобы их приносили и сегодня. Так почему же Он от них отказался? Нам это представляется так. Пришло новое время, изменились люди, и Господь счёл возможным "перевести их в следующий класс" богопочитания, без кровавых ритуалов. Иисус стал решительно обращать людей от плотских помышлений к духовным, и, в том числе, учить их вместо материальных - формальных жертв "приносить духовные жертвы" (1Пет.2:5).

Все мы, верующие отдаём себя в жертву Богу. И сатанисты тоже, только они довели это дело до крайности, и эту крайность Яхве осуждал! Иисус смотрел вперёд, Он решительно рвал языческие корни. А может, это тоже и нам тест - не проявим ли мы небрежность, не "привяжем" ли Богу пристрастие к языческим ритуалам? Верим ли мы Богу, что Он не приемлет человеческих кровавых жертв? Веруют ли люди, что Иисус, ступив на Голгофу, НЕ совершал святотатства - не пошёл против Отчего запрета?


Выводы.

Представление о необходимости приносить Богу кровавые жертвы не исходило от Бога, оно было привнесено патриархами от языческих обычаев. Такими жертвами язычники пытались умилостивлять рассерженного божка, примиряться с ним, задабривать его.

В ряде случаев они приносили человеческие жертвы. Это, так сказать, высший уровень кровавой жертвы. В одной книге написано: "В прежние времена язычники жертвовали идолам своим первенцев, и это было повсеместной практикой".

Яхве запрещал приносить Ему человеческие жертвы.

Сам Иисус не говорил, что Он Собой явит жертву Богу, это сказали люди.

Не материальных даров, тем более, кровавых, Бог ждал от людей. Нет, Он ждал и ждёт от Своих чад любви. Любви к Богу, к ближним (Мар.12:32-34).

Взращивать в себе такую любовь можно только одним способом: отрывать от себя, отрывать время, материальные ценности. Чтобы по Божьи любить, надо постоянно жертвовать какой-то частью возможности по насыщению потребностей плоти. Для этого не нужно кого-то убивать, тем более, людей

...Откроем титульный лист этой книжки. Может, ещё тогда, две тысячи лет назад, Иисус предвидел печальную картину - люди не будут веровать в Бога - противника языческих жертвоприношений? Сегодня они веруют в некий (прости, Господи!) гибрид Бога библейского и языческого божка - почитателя человеческих жертв...


На главную

Замечания, советы ждем от вас по адресу: .
Пожалуйста, в теме письма укажите: "О Боге".


Hosted by uCoz